По вопросу тюнинга автомобилей написано громадное количество статей и предложено не меньшее количество всевозможных устройств и запчастей тем или иным способом повышающих мощность и тягу двигателя, устойчивость машины на дороге, электронную начинку и ее непревзойденный внешний вид. Вся проблема в том, что множество статей по этой теме весьма спорно, а за всякие примочки вообще тяжело говорить. Только серьезный специалист с большим опытом может сказать как будет взаимодействовать несколько перформансных элементов в одном автомобиле. Тем более, что самые дорогие и самые лучшие модели установленные вместе не всегда показывают себя с лучшей стороны.
Если Вы создаете шоу-кар, то здесь все зависит от вашей креативности - в конце концов, эта машина должна выглядеть и звучать, а не участвовать в заездах. Но если вопрос в том, чтобы выжать из машины лишние лошади, то здесь нужен четкий план и хороший расчет. Здесь мы не будем затрагивать вопрсы обвесов и звука, а постараемся затронуть вопос перформансного тюнинга, а точнее его начала.
Материалы для этой статьи собраны из каталогов Haynes - одного из самых достоверных источников автоиндустрии.
Итак, говорят, что скорость - это вопрос сколько вы готовы потратить. Вы этом утверждении огромная доля истины. Но всегда нужно помнить, что вся идея тюнинга это компрмисс между мощностью и сколько прослужит Ваш двигатель. Добавляя то или иное улучшение надо понимать, что чем более оно продвинутее и приносит больше лошадей, тем более прийдется пожертвовать мягкостью хода, потреблением топлива, ровностью холостого хода и работы на малых оборотах и прочими приятностями. Возвращаясь к вопросу денег, особенно, если их количество ограничено, желательно представить весь проект - чего вы хотите добиться в конечной точке. Знание этого позволит избежать лишних затрат и подобрать правильный балланс устанавливаемых перформансных деталей. Не говоря о том, что весьма может быть, что вы не будете устанавливать все одновременно и четкий план значительно вам поможет.
Можно выделить три уровня перформансного тюнинга
- начальный уровень - обычно заключается в умеренном тюнинге (фильтры, выхлопная, умеренная перепрошивка чипов, подвеска), но не включает в себя нагнетатели.
- продвинутый или средний уровень - все вышеперечистенное плюс установка турбонагнетателей и суперчарджеров, интеркулера, нитросистемы, улучшенных валов, соответствующая прошивка чипов или подключение дополнительных контроллеров, но не включает в себя переделку двигателя.
- высший уровень - выжимание максимума из того, что двигатель вообще может дать, установка выносливых блоков двигателя, кованных поршней, высокоперформансной клапанной группы и коленвала, нагнетателей высокого давлениея и т.д.
Деление на уровни условно, но позволяет представить общую картину Вашего будущего проекта и во что он выльется.
Вы определились, что вы хотите сделать? Теперь посмотрим, что у вас есть. Очень многие энтузиасты тюнинга готовы инвестировать серьезные средства в перформансные запчасти и не задумывались о состоянии того, что они собрались тюнинговать. Ваш двигатель должен быть в наилучшем состоянии до того, как вы начнете устанавливать на него всякие примочки. Если у Вас слабая клапанная группа или компрессия не соответствует номиналу, то при работе на высоких оборотах или при установке нагнетателя высоки шансы что двигатель "стукнет". Это будет весьма обидно, если Вы не сможете насладиться результатами своего тюнинга и потеряете инвестиции.
Рекомендуем перед началом Вашего проекта привести Ваш двигатель в идеальное состояние. Прогоните тесты, проверьте компрессию, посмотрите износ, просмотрите коды поломок сохраненные в бортовом компьютере Вашего автомобиля. Если Ваш двигатель далеко не в лучшем состоянии и имеет достойный уважения пробег, то может имеет смысл сделать генералку или заменить двигатель до начала проекта. Замена двигателя в этом случае может быть очень даже привлекательным выбором - вы сможете поставить двигатель большего объема, а как говорится - нет замены для большего объема двигателя, при том же комплекте усовершенствований двигатель большего объема выдаст больше лошадей.
Итак, вы знаете чего вы хотите и уверены в том, что у вас есть. Осталось последнее - сделать динамометрические замеры до начала тюнинга. Вы получите базовую линию - то что Вы имели с самого начала. Вы сможете судить о результатах ваших усовершенствованний не по Вашим личным ощущениям, а на языке цифр. Вообще, это хорошее правило делать динамометрику после каждого усовершенствования. Это поможет судить о том как работают различные усовершенствованния вместе и подобрать правильный балланс.
Динамометрический стенд это дорогое удовольствие и не в каждой мастерской он есть. Но вы можете использовать системы электронной диагностики через разьем бортового компьютера OBD (On Board Diagnostic). Соответствующее програмное обеспечение и нотбук позволяет Вам получать массу данных и динамометрические диаграммы в "домашних условиях" при достаточной точности измерений.
Теперь, когда подготовительная работа выполнена, Вы можете начинать свой проект.