On Board Diagnostic или OBD это система используемая в автомобилях с конца 70-х для мониторинга различных показателей работы авто, как комплексной системы, раннего обнаружения поломок и записи информации во внутреннюю память. В наши дни, это та штука которая управляет большинством компонентов вашего авто, включая режимы работы двигателя, состояние и соответствии эмиссии принятым стандартам, служит центральным блоком, который определяет и координирует работу других компьютеров установленных в машине (например, блока компьютера трансмиссии, климата или навигации). Это именно то, что в большинстве случаев, перепрошивают энтузиасты тюнинга для получения большей мощности и тяги двигателя. Для "общения " с этой системой в нижней части панели водителя установлен специальный разъем OBD connector.
Разьем порта OBD
По правилам производства автомобилей разьем должен быть расположен на расстоянии не более 1 метра от рулевой колонки. Его не сложно найти по его специфичной трапецевидной форме. К разъему через специальный шнур подсоединияется устройство для чтения и контроля бортового компьютера.
Система OBD прошла свою эволюцию и имеет несколько различных стандартов. С 1996 года на автомобилях устанавливается модернизированная система OBD II. Существует пять основных протоколов передачи данных:
SAE J1850 PWM - стадарт Ford Motors
SAE J1850 VPW - стандарт General Motors
ISO 9141-2 - в основном используется в автомобилях Европейского, Азиатского производства и Chrysler.
ISO 14230 KWP2000 - более современный протокол
ISO 15765 CAN - самый популярный высокоскоростной расширенный протокол. С 2008 года этот протокол станет обязательным для все автомобилей продаваемых в США.
Чем читать данные из этого порта? Существует множественное число устройств для чтения и прграммирования OBD II.
Большинство из них поддерживает все существующие протоколы. Цена на них варьируется от 50 до 500 долларов, в зависимости от "комплектации". Мы предпочитаем устройство ElmScan компании Scan Tools (изображен последним на рисунке выше). Оно служит интерфейсом между OBD машины и персональным компьютером или нотбуком, и при помощи соответствующего програмного обеспечения, предоставляет намного большие возможности, чем стандартные устройства с цифровым дисплеем. Стоимость такого прибора ElmScan начинается от 150 долларов за базовый комплект без учета стоимости программного обеспечения налогов и пересылки.
Кратко перечислим, что можно узнать и сделать при помощи устройств чтения OBD II
- прочитать коды ошибок.
- выяснить от чего загорелась лампа Check Engine и погасить ее.
- произвести контроль за эмиссией.
- выяснить накопившуюся в памяти бортового компьютера информацию о неполадках и при необходимости очистить память.
- получить прямую информацию с практически всех датчиков автомобиля (скорость, обороты, температуры, потоки воздуха, О2, зажигание и прочие)
- перепрограммировать свой бортовой компьютер в пределах позволенных (но не всегда заявленных) производителем.
- вести логи изменений работы двигателя и его натурных испытаний до и после внесения изменений (что особенно полезно энтузиастам тюнинга)
- при наличии соответсвуещего ПО делать динамические тесты для выяснения мощности и тяги (без использования стенда).
В дальнейшем мы рассмотрим программное обеспечение и расширеные возможности диагностирования.